20-21 ноября в г. Талдыкорган прошел семинар- тренинг для сотрудников, специалистов и государственных служащих, работающих в сфере туризма. Со словами приветствия выступила руководитель Управления поТуризму Алматинской области Алчимбаева Жанар,устроитель семинара. Участники семинара приехали из за всех районов области, в целом это начальники отдела предпринимательства и туризма (Райымбекский, Кегенский, Енбекшиказахский, Панфиловский, Уйгурский, Каратльский, Коксуский, Аксуский, Балхашский, т.д), ГНПП Иле-Алатау, ГНПП Жонгар Алатау, ГНПП Алтын-Емель, ГНПП Чарын, ГНПП Колсай Колдери. В рамках тренинга были проведены практические и теоретические занятия по анализу дестинации и туристского рынка области, оценка нормативно-правовой базы сферы туризма, проектное управление и организация туристкой деятельности, реализация и мониторинг туристских проектов. Тренеры проекта: Нуркебаева Асель Болатовна- ПрезидентАссоциации туристских агенств Казахстана, генеральный директор консалтинговой компании Open Travel Advisory, коуч по внедрению стандартов гостеприимства; Есеналиев Даулет Абдумаликович – исполнительный директор консалтинговой компании Open Travel Advisory , специалист по развертыванию кластерной политики и развитию кластеров. Сакыпбек Мереке Аманжолқызы- Старшй преподаватель кафедры рекреационной географии и туризма КазГУ. В программе семинара были следущее мероприятия:

-Введение в теорию кластерной политики «Бриллиант» Портера;

-Рассмотрение международных примеров развития кластеров;

- Практическая работа по кластерным кейсам;

-Проект инвентаризации туристской индустрии;

-Практические выводы из инвентаризации туристской индустрии;

-«Составление портрета туриста»;

-Рассмотрение понятия устойчивого развития;

-Внедрение принципов устойчивого развития в национальных парках

Согласно теории Майкла Портера, кластер- это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний ( поставщики, производители и др) и связанных с ними организаций ( образовательные заведения, органы гос.управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополнящих друг друга. Под конкурентным преимуществом Портер понимает способность страны использовать свои ресурсы, связанные с положением, таким образом, чтобы быть конкуренто способной на международном уровне.

Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противодействует конкурентным силам. Структурный анализ отраслей М. Портер рекомендует осуществлять на основе анализа пяти сил, определяющих конкуренцию в отрасли (текщая конкуренция, угроза появления новых конкурентов, угроза товаров субститутов, взаимоотношение с потребителями и отношения с продавцами). Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет в конечном счете прибыльность отраслей. В тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно, многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного капитала. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно, очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли. Большое внимание М. Портер уделяет анализу детерминант конкурентного преимущва страны («бриллиант» конкурентных преимуществ). Национальный «бриллиант» – это система, компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Развитие  цветочного кластера  Нидерландов является классическим кейсом, иллюстрирующим историю успеха страны в отрасли, для развития которой было малоестественных предпосылок, благодаря специализации, участию в международной торговле, инвестициям в развитие физической инфраструктуры, а также способности противостоять новым вызовам от загрязнения почв до стремительно растущего спроса иконкуренции. Был одним из первых кластеров, выявленных в исследовании М.Портера.  Согласно исследованию Europe innova cluster mapping, на долю Нидерландов приходитсяболее 50% экспорта продукции цветоводства. Подъем этой традиционной для страныиндустрии во много был возможен благодаря кластерному подходу. Большинство участников голландского цветочного кластера являются членами двухмощных объединений: Голландский цветочный совет и Ассоциация голландских производителей цветов, в сферу ответственности которых входит проведение рыночных и прикладных научных исследований. Кластеру оказывают содействие ведущие голландские сельскохозяйственные университеты. В 2002 году была создана Академия Цветоводческого Кластера в целях модернизации отрасли, повышения открытости кластера, расширения экспертного и гражданскогоучастия, международного сотрудничества, развития межотраслевых направлений.

Факторы успеха кластерного подхода в цветоводческой отрасли Нидерландов:

- акцент на инновации, сотрудничество участников тройной спирали;

- доступ к капиталу, развитая система логистики, емкий внутренний рынок;

Практическая работа по кластерным кейсам проходила в устной форме, задавались вопросы, мы на них отвечали.

Нуркебаева Асель Болатовна провела масштабную работу по Алматинской области, проекта  инвентаризации -это определение  текущего состояния объектов и субъектов индустрии туризма, выявить сильные и слабые стороны инфраструктуры. Это послужит основой для определения точек потенциального интереса для туристов, разработки рекомендаций по развитию туризма и повышения конкурентоспособности казахстанской индустрии путешествий на внешних рынках. Инвентаризация полезна тем, что государство будет лучше понимать потребности  туристской индустрии, текущее конкурентное предложение турбизнеса, а также состояние отрасли для дальнейшего планирования инвестиций, формирования возможностей для роста предпринимательства в туризме и удовлетворения рекреационных потребностей гостей и жителей города.

В практической части все участники защищали проекты по развитию туризма, перечислили объекты туристской инвентаризации своего региона.

В исследование приняли участие 114 туристов, посетивших Алматинскую область. Ими были заполнены анкеты, разработанные по методике Всемирной туристской организации. Однако 14 анкет были исключены из исследования в связи с неполными ответами. К исследованию были допущены 100 анкет. Портрет туриста. 67% опрошенных составили мужчины и 33 % женщины. В опросе приняли участие туристы в возрасте от 19 до 73 лет. Из стран СНГ граждане России больше всех путешествовали по Алматинской области, они составили 89 % туристов от представителеей стран СНГ. Из европейских стран больше всех было представителей Германии (11 из 41туриста). У 91 % опрошенных туристов имеется высшее образование. Из них 43 % имеют степени магистра и Phd. 34 % путешествовали по Алматинской области одни, 25 % с друзьями и 17% составили супружеские пары. Около половины туристов выбрали время для путешествия во время трудового отпуска, что составило общую продолжительность их всего путешествия до 2 недель.

Проведенный опрос показал, что одна часть туристов, посетивших Алматинскую область, предпочитают полный турпакет, а другая часть предпочитает самостоятельно организовывать путешествие и жить в комфортных местах проживания.

Понятие «устойчивое развитие туризма» и его основные принципы определила Всемирная туристическая организация в конце 1980-х годов.

В процессе рассмотрения холистического подхода к развитию туризма (от англ. Whole — целый) следует учитывать потребности других отраслей, обеспечивая их взаимосвязь и взаимообусловленность. Несмотря на достаточно длительное время развития этой концепции, исследователи не пришли к общему мнению относительно дефиниции устойчивого туризма. На сегодня самыми распространенными из них являются:

1) устойчивое развитие туризма — это все формы развития и управления туризмом, которые не противоречат естественной, социальной, экономической единства и благосостояния сложившихся обществ в бессрочном периоде (Всемирная федерация природных и национальных парков, 1992);

2) устойчивое развитие туризма обеспечивается в пределах экологической устойчивости, позволяет эффективно восстанавливать производительность природных ресурсов учитывает вклад местных общин в отдых туристов; предусматривает равенство прав местного населения на экономические выгоды от туризма; ставит на первое место пожелания и потребности рецептивной стороны (Tourist Concern & Wild World Fund, 1992);

3) устойчивое развитие туризма позволяет современным жителям планеты удовлетворить собственные потребности в отдыхе и рекреации без угрозы потери этой возможности будущими поколениями (UNDP, Production and consumption branch, 1998).

Согласно «Порядку дня на XXI век» принципы устойчивого развития туризма следующие:

1) содействие утверждению полноценного и здорового образа жизни человека в гармонии с природой;

2) вклад в сохранение, защиту и восстановление экосистем Земли;

3) разработка и применение устойчивых моделей производства и потребления как основа для путешествий и туризма;

4) сотрудничество народов в области открытой экономической системы;

5) отмена тенденций протекционизма в сфере предоставления услуг туристического характера;

6) обязательную защиту окружающей среды как неотъемлемая составляющая процесса развития туризма, уважение соответствующих законов;

7) участие граждан страны в решении проблем, связанных с развитием туризма «в том числе касающихся их непосредственно;

8) обеспечение локального характера принятия решений по планированию туристической деятельности;

9) обмен опытом и внедрение эффективных технологий туризма;

10) учет интересов местного населения.

На современном этапе сущность устойчивого развития туризма рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития общества в целом. Это положение четко зафиксировано в Глобальном этическом кодексе туризма, принятом СТО в 1999г. В нем провозглашена обязательства всех участников туристического процесса сохранять природную среду с целью устойчивого и сбалансированного развития. Важное место принадлежит роли органов центральной, региональной и местной власти, должны поддерживать наиболее благоприятные для среды формы туризма. С целью изменения негативного влияния крупных туристических потоков следует применять меры равномерного распределения туристов и посетителей, уменьшая таким образом действие фактора сезонности. Планирование новых объектов туристической инфраструктуры нужно осуществлять с учетом особенностей местности, гарантировать сохранение привычного образа жизни населения. Устойчивое развитие территорий, привлеченных для туристической деятельности, обеспечивают путем создания объектов инфраструктуры туризма, организации новых рабочих мест, привлечение к типовой деятельности в сфере туристического обслуживания местного населения. В результате этого повышается жизненный уровень жителей периферийных регионов, происходит их закрепление на исторической территории проживания. Природоохранный характер туризма вместо заключается в обязательности сохранения биоразнообразия рекреационных территорий и центров. Для этого используют природоохранные технологии, практические наработки, рекомендации фундаментальных и прикладных наук. Важное значение в охране и восстановлении рекреационных территорий должны также схемы финансирования и кредитования природоохранной деятельности в их пределах.Значительную роль в этом контексте играет формирование экологического мировоззрения как население рекреационных регионов, так и туристов. Прежде всего, осознать рекреационную привлекательность природного ландшафта, его эколого-эстетическую ценность, может приносить экономическую выгоду, а потому и потребность охраны и бережного отношения к рекреационным ресурсам. Понимание местным населения того, что хищническое применения ресурсов приведет к тому обстоятельства, которые территория останется за пределами сферы рекреационного использования, может быть значительным стимулом для бережного и рационального использования ресурсов. Относительно туристов, то им тоже следует понять необходимость принимать правила, которые диктует природа, то есть соблюдать ресурсных ограничений. Это означает обеспечение соответствующего уровня информированности об условиях пребывания. От туристов нужны: согласие уступить определенной долей своего комфорта; предпочтение продукции, производимой в регионе; интерес и уважение к местным привычкам, традициям и принятого образа жизни; согласие пользоваться только общественным транспортом; энтузиазм по активной защиты окружающей среды, минимизация негативных последствий от рекреационной деятельности, увеличение времени пребывания на отдыхе за счет уменьшения частоты путешествий. Итак, по устойчивому развитию туризма все рекреационные ресурсы используются и направляют таким образом, чтобы удовлетворять экономические, социальные и эстетические потребности при одновременном сохранении культурной идентичности, экологического равновесия, биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения региона отдыха.

Прежде всего, нужно применять такие меры по активизации работы в этом направлении:

1) утверждение на государственном уровне положений устойчивого развития, в частности по туризму;

2) сотрудничество и обмен опытом с международным сообществом по вопросам теории и практики устойчивого развития, адаптация их методов и инструментов;

3) повышение уровня экологического сознания населения, распространения информации о качестве окружающей среды и методы его охраны;

4) экономическая и правовая поддержка природоохранной деятельности;

5) стимулирование природоохранных инициатив населения путем поддержки неправительственных организаций.

На примере эколого-туристского потенциала национальных парков оценены их экологическую и социально-экономическую значимости для поддержания устойчивого развития территории. Ведь помимо сохранения и восстановления уникальных и эталонных природных и историко-культурных комплексов и объектов, осуществления экологического мониторинга, разработки и внедрения научных методов охраны природы, эти территории реализуют такие важные задачи как экологическое просвещение, создание условий для регулируемого туризма и отдыха, в том числе экотуризма. В связи с этим, большое значение начинает приобретать эффективное управление национальными парками региона, находящееся в непосредственной зависимости от целого комплекса факторов, таких как: социально-экономическая значимость и биологическая ценность ООПТ, местные неблагоприятные факторы, штат, системы связи и информации, транспорт и оборудование и т.д

По завершении участники были награждены сертификатами по прохождению семинара-тренинга.

В заключении мной как специалиста отдела экопросвящения, были учтены новые возможности в плане маркетинга, узнали такое понятие как стейкхолдеры, ресурсные источники. Также Упарвление Туризма объявила конкурс на проведение мероприятия с бюджетом на 5 млн тенге , средства поступят на счет районного акимата, работа должна проходить в тандеме с местным самоуправлением, план мероприятия нужно сдать до 1 марта 2019 года. дал возможность профессиональному сообществу обменяться идеями и быть в курсе того, какие шаги по развитию туризма предпринимаются в регионе.  Семинар - тренинг дал возможность профессиональному сообществу обменяться идеями и быть в курсе того, какие шаги по развитию туризма предпринимаются в регионе.

Исполнитель                                            специалист отдела экопросвящения                                                            Биғазинова Жанерке